Преддверие Чернобыля
В одной из книг военного писателя Николая Черкашина описывается страшный случай, произошедший с атомной подводной лодкой за полтора года до Чернобыля. Автор справедливо полагает, что если бы это событие не стало сразу же секретным, Чернобыля могло бы и не быть.
Итак, август 1985 года — со дня страшного взрыва атомной бомбы в Хиросиме прошло тридцать лет. 10 августа взорвался ядерный реактор в тихоокеанской бухте Чажма, и произошло все по халатности людей, уже привыкших к атомной энергии и по этой причине допустивших страшную трагедию. Если сегодня оглянуться назад, сразу станет ясно, что с самого начала были допущены ошибки, приведшие к гибели многих людей и облучению еще большего числа офицеров и рабочих.
Во-первых, атомная подводная лодка под кодовым названием К-431, пришедшая в бухту Чажма пополнить запасы атома в топливе, встала не у отдельного пирса, а рядом с другой подобного типа субмариной и плавучей дозиметрической станцией.
Во-вторых, во время снятия крышки с реактора для замены топлива в бухту вошел на полной скорости торпедолов, не обративший внимания на висевший сигнал, запрещающий быстрое движение, и создавший волны.
В-третьих, при подъеме крышки специальное устройство не отцентрировали должным образом, что привело к недопустимым техническим нарушениям.
Трагический исход
В результате — рождение цепной реакции с выделением огромного количества энергии, проще говоря, тепловой взрыв реактора, при котором погибли все одиннадцать офицеров, производивших пополнение запасов топлива на подводной лодке К-431. Все выброшенные взрывом предметы упали на реактор, что еще более усугубило обстановку, а также на расположенный рядом завод, в воду, на сопки. Ветер поспособствовал распространению излучения, и вмиг все вокруг стало радиоактивным.
Несколько недель продолжались спасательные и очистительные работы, в которых приняли участие офицеры Тихоокеанского флота, служащие радиационной безопасности флотилии, военные ликвидаторы из строительных отрядов, представители химслужбы, личный состав многих других подразделений флота, всего — сто пятьдесят человек, у которых ежедневно брали кровь на анализ. Многие получили страшные ожоги с волдырями на теле, доза облучения у других также превышала все мыслимые нормы безопасности. Облучение получили тысячи рабочих завода и военных ликвидаторов.
Черкашин подчеркивает, что после проведенного лечения почти все моряки вернулись на службу, но это событие никак не оправдывает всей проявленной халатности при смене атомного топлива.
Комиссия установила, что цепная реакция длилась 0,7 секунды, а излучение составило пятьдесят тысяч рентген. По решению высшего командования флота, этот «хлопок», как его называли в официальных документах, остался в полном секрете и от общественности, и от работающих на атомных станциях людей. Возможно, рассмотрев во всех подробностях причины взрыва и сделав выводы, специалисты сумели бы предотвратить страшные события в Чернобыле в апреле 1986 года.
Обстановка в бухте Чажма и сегодня внушает экологам серьезные опасения, а люди продолжают там жить и работать, и кто знает, к каким последствиям может привести такое положение дел.
Тихоокеанский «Чернобыль» явился тайной, скрытой от большинства жителей планеты, прелюдией к одной из страшнейших трагедий ХХ века.