Расследование комиссией СССР

Государственная комиссия возложила всю ответственность на сотрудников ЧАЭС. МАГАТЭ создало свою консультативную группу, известную как Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (англ. INSAG, полное название — International Nuclear Safety Advisory Group), который на основании материалов, предоставленных советской стороной, и устных высказываний специалистов, которыми руководил первый заместитель директора ИАЭ имени И. В. Курчатова В. А. Легасов, в своём отчёте 1986 года поддержал эту точку зрения. Специалисты в области утверждали, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламента персоналом станции, а катастрофические последствия ситуация приобрела по той причине, что реактор был приведён в аварийное состояние, что вообще не рассматривалось в рамках проведения программы.
Согласно точке зрения специалистов, были замечены такие нарушения:
Проведение эксперимента «любой ценой», несмотря на изменение состояния реактора;
Вывод из работы исправных технологических защит, которые просто остановили бы реактор ещё до того, как он попал в опасный режим;
Замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС.
В 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР вновь поставила на рассмотрение этот вопрос и пришла к заключению, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные им катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые из ранее выдвигавшихся в адрес персонала станции обвинений.